Мастерская по технологии в школе. Требования к учебным мастерским

Лекция 1.

Рабочее место учителя.

его

Стол демонстрационный

Первая группа

вторая группа - мебель для сидения.

Третья группа - Четвертая группа - прочая мебель.

специальное оборудование

Основное оборудование

Верстак столярный.

Такой верстак должен быть рассчитан на работу одного ученика. Зажимные устройства должны быть прочными и надежно закреплять деревянные заготовки и детали для пиления и строгания во всех необходимых положениях. На верстаках (при отсутствии кабинета) должны предусматриваться приспособления для выполнения записей и графических работ, хранения технологических документов, размещения инструментов, приспособлений, крючок для ранца, сумки или портфеля.

Верстаки могут иметь металлические и деревянные детали, однако все рабочие поверхности должны быть деревянными во избежание порчи инструмента при выполнении работ. Желательно, чтобы верстак был разборным, что ускоряет его монтаж и демонтаж при необходимой перепланировке мастерской. Металлические основания верстаков окрашиваются масляными или нитрокрасками, деревянные основания покрываются бесцветным лаком или олифой в 4 - 5 слоев.

Верстак слесарный

Данный верстак предназначен для обработки металлов и пластмасс. При отсутствии кабинета для проведения теоретических занятий и лабораторно-практических и учебно-практических работ на слесарном верстаке могут выполняться электромонтажные работы, а также разбираться и собираться моде-ми, узлы механизмов и машин.

По конструкции верстаки слесарные могут быть одноместными, двухмерными и многоместными. Основание верстака делается сварное из труб или стального профиля, возможно изготовление основания и из деревянного бру­са. Крышка верстака - деревянная, она покрывается не колющимся пластиком шли линолеумом и окантовывается стальным уголком.

Как показывает практика, в целях экономии места в мастерской возможно уменьшение размеров крышки верстака по длине до 800 мм при номинальной ширине 500 мм. Для работы учащихся площади такой рабочей поверхности вполне достаточно, если на верстак установить тиски средних размеров. При этом достаточно свободно на ней размещается инструмент, заготовки и техно­логическая документация.

Если программой обучения предусматривается рубка металла, то на вер­стак за рабочей зоной учащегося устанавливается экран с вертикальной пре­дохранительной сеткой, имеющей мелкие ячейки (не более чем 3x3 мм). Ее высота для стандартного верстака должна составлять 1000 мм, для верстака уменьшенной конструкции безопасная работа обеспечивается сеткой высотой SOO мм (высота тисков при этом должна быть не более 150 мм). Длина сетки равна длине верстака. Экран с сеткой должен быть съемным и ус­танавливаться только для выполнения работ по рубке металлов.

В практике работы учителей вместо большого экрана с сеткой использу­ются небольшие экраны, которые устанавливаются непосредственно рядом с тисками. Такой экран изготовляется из фанеры, и его внутренняя сторона по­крывается поролоном или губчатой резиной. Он хорошо предохраняет от разлетающихся осколков при выполнении рубки металла.

Основание верстака должно позволять делать регулировку высоты крыш­ки относительно пола. Устройство регулировки должно быть таковым, чтобы ту работу могли выполнять сами учащиеся. В основании отводится место для лотка с инструментами и портфеля учащегося. Практика показала нецелесообразность монтажа в верстаке выдвижных инструментальных ящиков. Ими неудобно пользоваться во время работы, и в них скапливается мусор, который:но удалять при уборке рабочего места.

На крышку слесарного верстака крепятся слесарные тиски. Для условий общеобразовательного учреждения удобны стальные параллельные тиски с шириной губок 90 -100 мм. Тиски и предохранительную сетку желательно окрасить в желтый цвет, основание - в салатовый. Если линолеум или пластик на крышке имеют неудачный с педагогических позиций цвет, то поверхность можно окрасить зеленой краской.

Регулировка уровня верстаков в соответствии с физическими параметрами учащихся может осуществляться с помощью специального механизма. Его можно сделать самостоятельно, и учитель может сам разработать свою оригинальную конструкцию. Однако проще сделать верстаки на максимально необ­ходимую высоту, а для учащихся при необходимости устанавливать подиумы. Возможен и другой вариант, при котором регулировку высоты осуществляют с помощью подставок под ножки верстака.

Клиноременная передача

На валу электродвигателя жестко закреплен двухступенчатый шкив, кото­рый при помощи клинового ремня передает вращение двухступенчатому шки­ву, закрепленному на шпинделе станка.

Клиноременная передача закрыта металлическим ограждением откры­вающаяся крышка которого сблокирована через конечный выключатель с элек­тродвигателем так, что при ее открывании происходит отключение электродви­гателя, станок останавливается. Крышка ограждения запирается при помощи винта.

Ограждение зоны резания станка

Ограждение зоны резания станка служит для защиты работающего от отле­тающей стружки и снижения концентрации образующейся пыли в зоне дыха­ния работающего до установленных санитарных норм. Оно состоит из метал­лического кожуха и защитных экранов, которые подвижно крепятся к верхней части ограждения и могут быть откинуты по мере необходимости. Мягкий эк­ран через эластичные петли натягивается на крючки кожуха.

В кожухе имеется щель для подсоединения станка к пылеотсасывающей установке.

Приспособления для крепления деталей

Корпус с центром - вилкой навинчивается на шпиндель. Служит для закрепле­ния заготовки совместно с задней бабкой.

Патрон навинчивается на шпиндель. Служит для закрепления коротких заготовок при обработке их с торца. Заготовка забивается в патрон деревянным молотком.

Планшайба представляет собой диск, в центре которого выступает бобыш­ка, имеющая внутреннюю резьбу для навертывания на шпиндель. На плоскости диска на некотором расстоянии от центра просверлено восемь отверстий. Через них в заготовку ввертывают шурупы, крепящие ее к планшайбе. Планшайбу применяют, когда нужно обточить деталь большого диаметра без зажима ее центр от задней бабки. F ежущие инструменты

Рейер полукруглый (желобчатый) резец по форме похожий на обыкновен­ную полукруглую столярную стамеску. Он имеет полукруглую заточку с внеш­ней стороны с фаской под углом 25-30°. К станку прилагаются два рейера: для первоначальной грубой обточки заготовки шириной 25 мм и для более мелкой.

Электрооборудование

К электрооборудованию станка относятся: трехфазный асинхронный электродвигатель мощностью 1,1 кВт, переключатель кулачковый универ­сальный, светильник местного освещения и электрощит, на котором смонти­рованы магнитные пускатели, пакетные выключатели сети и местного осве­щения, трансформатор местного освещения и предохранители. Щит с электро­аппаратурой установлен в задней тумбе станка. Электродвигатель расположен в передней тумбе, а переключатель кулачковый универсальный крепится на станине с обратной стороны станка.

Защитные устройства

Зона обработки ограждена защитным экраном, установленным на суппор­те станка.

Принцип действия. При включении машины терочный диск начинает вращаться.- Поступающие сверху клубни по- I падают на поверхность вращающегося терочного/диска и | также начинают вращаться. При этом клубни трутся об аб­разивную поверхность терочного диска и стенок камеры. Под действием силы трения кожура с клубней снимается, а по­ступающая из г разбрызгивателя вода смывает мезгу на дно 12 камеры, откуда она через резиновый сливной патрубок 4 попадает в камеру отходов. Вода через перфорированное дно сборника мезги сливается в канализацию через патрубок 1, а мезга остается в сборнике. В дальнейшем мезгу использу­ют для переработки на крахмал или на корм.свиней.

Для выгрузки очищенных, овощей, не выключая двига­теля, открывают дверцу разгрузочного.лотка л под действием центробежной силы клубни выпадают в подставленную тару. Производительность машины - 125 кг/Ч;

Лекция 1.

Технический труд является составной частью содержания образовательной области «Технология предпринимательства» в школе. Его основные задачи связаны с формированием и развитием у учащихся основ технологической культуры, творческого подхода к труду, экономического и экологического мышления. Эти задачи решаются в процессе изучения элементов техники, методов и средств обработки распространенных конструкционных материалов.

На занятиях «технологии предпринимательства» учащихся учатся творчески мыслить, искать нестандартные решения, выбирать оптимальные средства при выполнении различных работ. Без этих качеств невозможна трудовая деятельность по современным быстро развивающимся условиям.

Для решения актуальных способов управления учебным процессом «технологии предпринимательства» нужна соответствующая материальная база; инструменты, оборудование, учебные пособия и т.д.

Учащихся знакомятся со свойствами и назначением материалов.

При изучении свойств металлов учащихся получают сведения о свойствах их сплавов, назначении и области применения этих сплавов, знакомятся с технологиями резания, сварки, пайки, плавления, термической обработки.

Школьники получают представления о назначении и свойствах пластических масс, их видах, методах обработки и соединения при изготовлении деталей и изделий.

Технические средства при осуществлении технологических процессов обработки конструкционных материалов являются второй составляющей содержания обучения на занятиях по технологии предпринимательства. Учащихся знакомятся с конструкцией станков, механизмов, электрических установок и т.д. они учатся управлять ими.

Оборудование учебных мастерских.

Оборудование кабинетов, лабораторий и мастерских осуществляется на основе рекомендованных Министерством образования РФ примерных перечней средств обучения. Комплектация может проводиться по функциональным признакам, отражающим предназначение различных видов оборудования. Основное оборудование и инвентарь индивидуального пользовании: рабочее место учащегося, необходимая оснастка, инструментарий, средства обеспечения безопасности выполнения работ. Конкретные типы оборудования и их количество подбираются в соответствии с современным уровнем оснащения предприятий, материальными возможностями общеобразовательного учреждения, наличием спонсорской поддержки или шефской помощи. Желательно, чтобы весь комплект оборудования представлял собой определенную систему, элементы которой содержательно и методически были согласованы.

Все оборудование должно удовлетворять педагогическим, санитарно-гигиеническим и психофизиологическим требованиям, гарантировать безопасность выполнения учащимися учебно-практических работ.

См. портал Ucheba.com: -www.posobie.ru,

Www.uroki.ru, www.metodiki.ru/

Рабочее место учителя.

Оно располагается в самом доступном для обозрения учащихся месте. Желательно рабочее место учителя расположить на подиуме высотой 250-300 мм. Здесь устанавливается рабочий стол или верстак, демонстрационный стол и размещается оборудование с соответствующим набором инструментов и приспособлений. Рабочее место учителя должно быть специально выделено и иметь оборудование для объяснения технологических и технических сведений, демонстрации учебно-наглядных пособий, приемов работы с ручными инструментами. Количество и перечень учебного оборудования рабочего места учителя зависят от назначения мастерской и от площади помещения.

Однако обязательно на каждом рабочем месте учителя в мастерской должны быть установлены: верстак для демонстрации приемов работы с ручными инструментами, классная доска, демонстрационный стол с пультом управления: электроснабжением.

Верстак на рабочем месте учителя должен по конструкции полностью соответствовать верстакам учащихся. Это позволяет учащимся в начальный период обучения более точно подражать учителю в выполнении приемов работы и быстрее овладевать умениями.

Желательно устанавливать верстак учителя на поворотной платформе, позволяющей разворачивать его на любой угол. Тем самым учитель сможет в нужном ракурсе демонстрировать учащимся рабочие позы и приемы труда.

В мастерской целесообразна установка доски планшетного, альбомного или раздвижного типа, которая позволяет открывать нужное изображение, неиспользуемое, а также иметь части с чистыми полями для передачи текущей зрительной информации.

На доске или над доской должны быть установлены специальные зажимы для крепления таблиц и плакатов. Под доской может быть смонтирован пенал для хранения чертежных инструментов.

Демонстрационный стол необходим для хранения инструментов, наглядных пособий, литературы, технической и технологической документации, демонстрационных заготовок и полуфабрикатов, необходимых для проведения текущих занятий.

Желательно использовать стол специальной конструкции. На нем должен быть смонтирован пульт управления системой электроснабжения мастерской, включая рабочие места учащихся, установлена убирающаяся аудиовизуальная аппаратура. Стол должен быть оснащен подъемными пюпитрами для демонстрации объектов труда, макетов и моделей.

Учебные таблицы обычно хранятся во вспомогательном помещении. При его отсутствии под классной доской можно установить специальную планшетную тумбу. В зависимости от вида таблиц и плакатов в ней могут быть касеты для рулонов или планшетные ячейки. Размеры тумбы определяются количеством средств наглядности и возможностями помещения.

Доска классная. Состоит из двух частей размером 1500 х 1100 мм каждая. Над доской установлены светильники с галогенными лампами или лампами дневного света.

Экран. В пространстве за классной доской устанавливается экран. Он имеет те же размеры, что и фрагменты классной доски, 1500 х 1100 мм.

Стол демонстрационный изготавливается из древесностружечной или древесноволокнистой плиты, облицованной пластиком. В качестве напольной основы используется плинтус высотой 80 мм. Левая часть стола имеет размеры 1000 х 800 х 900 мм. Крышка левой части откидная, окантована дюралюминиевым уголком с полками размером 25 х 25 мм. В вертикальном положениикрышка удерживается замками. В этом положении она может служить стойкой для демонстрации таблиц, плакатов и рисунков на бумаге. Для этой цели на ней установлены металлические держатели.

Учебные таблицы для текущей работы хранятся под откидной крышкой.

В тумбе левой части стола смонтирована поворотная турель, разделенная на несколько секций. В ней размещаются натуральные образцы, необходимые для текущей демонстрации.

Средняя часть стола предназначена для ведения учителем текущих записей в своей рабочей документации. Размеры рабочей поверхности крышки 700 х 800 мм, высота от пола 750 мм. На крышке монтируется пульт дистанционного управления и, при необходимости, микрофон. На лицевой стороне в средней части стола устанавливаются динамики.

Правая часть стола по высоте также ниже левой и совпадает по уровню со средней частью. Ее размеры 500 х 800 х 750 мм. На ней устанавливаются аудиовизуальные технические средства подачи информации, усилитель и монтируется выдвижная кассетница. Характер размещаемых в столе учителя аудиовизуальных средств определяется материальными возможностями образовательного учреждения.

Мебель является неотъемлемой частью оборудования школьной мастерской. Она, как и все оборудование, должна быть приспособлена к условиям преподавания и учебно-практической деятельности учащихся. Конструкция мебели, ее качество и дизайн должны отвечать современным техническим и эстетическим требованиям.

Всю мебель условно можно разделить на четыре группы. Первая группа - мебель с рабочими поверхностями,

вторая группа - мебель для сидения.

Третья группа - мебель для хранения средств обучения. Четвертая группа - прочая мебель.

Большую часть третьей группы мебели в мастерских представляют шкафыдляхранения инструментов и учебных пособий. Они могут быть соединены в единый блок с классной доской или устанавливаться отдельно в виде секции. лучше всего для мастерских использовать изготовленные по индивидуальному проекту шкафы с раздвижными дверцами. При такой конструкции экономится рабочее пространство мастерской, поскольку нет необходимости отводитъ зону для открывающихся створок.

Практика показывает, что лучше всего делать шкафы из панелей, облицованных пластиком. Шкафы разбиваются на секции и делятся полками по регулируемым уровням. Высота полок определяется размерами хранимого оборудования.

В шкафах хранятся заготовки, полуфабрикаты (незавершенные изделия учащихся), инструменты и другое учебное оборудование.

Инструменты в шкафах следует размещать на специальных укладках. Комплектование укладок инструментами осуществляется в соответствии с содержанием учебно-практических и лабораторно-практических работ учащихся или применительно к какой-то технологии.

В мастерской могут устанавливаться выставочные стеллажи. Они служат идя хранения законченных изделий учащихся. Изделия, представленные на стеллажах, могут служить для учащихся натуральным наглядным пособием.

В демонстрационных целях могут использоваться настенные витрины и экспозиционные щиты. В витринах, как правило, монтируются комплекты натуральных наглядных пособий (образцы материалов, узлов соединений деталей, технологические последовательности сборочных или монтажных работ и др.). Экспозиционные щиты служат для демонстрации литературы, фотографий, плоскостных образцов изделий и т. п. Они могут быть сплошными, решетчатыми, перфорированными с проволочными держателями. Щиты позволяют оперативно обновлять экспозицию.

Для малогабаритной учебной техники мастерская должна иметь подставки под оборудование. Как известно, ряд учебных станков, механизмов и приспособлений для технологии выпускается в настольном варианте (сверлильный, фрезерный станки, токарный станок по дереву, заточные станки, универсальный агрегат для обработки древесины и др.). Естественно, что для их установки нецелесообразно использовать канцелярские столы и необходимы соответствующие подставки в виде тумбочек. Их конструкция должна быть простой, прочной и обеспечивать удобство эксплуатации.

Подставка может быть деревянной или металлической. Поверхность крышки покрывают пластиком и окантовывают металлическим уголком. В подставке монтируют полки для хранения укладок с инструментами и подсобного оборудования. Окрашивать подставки лучше всего в светло-зеленые тона. Для мастерской желательно разработать типовую конструкцию подставок, но изготавливают их разных размеров с учетом габаритов и массы устанавливаемого оборудования.

Для проведения лабораторно-практических работ требуется специальное оборудование . Это различные измерительные приборы, наборы деталей типа «конструктор», образцы материалов, измерительный инструмент и др.

Основное оборудование для проведения лабораторно-практических работ приобретается через торговую сеть в заводском варианте изготовления. Часть необходимого инструментария и оснастки может быть изготовлена в учебных мастерских. Для этой работы учитель привлекает учащихся, ставя перед ними соответствующие проектные задания.

паспорт мастерской

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

учебных мастерских технического труда

Концепция и функциональное назначение учебных мастерских, основные направления работы:

Мастерская – основная учебно-методическая и практическая база для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.

Мастерская – место адаптации ученика к условиям технологического обучения, раскрытия и развития его способностей и повышения уровня технологической культуры.

Мастерская – место воспитания функциональной технологической грамотности и компетентности, организации рациональной учебно-познавательной и поисково-проектной деятельности по предмету.

Мастерская – место для предпрофессиональной подготовке обучающихся по профилю предприятия ВОС

Мастерская – место профессиональной творческой самореализации учителя, методический центр по предмету «Технология».

Мастерская – место совместной деятельности и координации усилий педагогов, родителей и учеников в технологической подготовке и самообслуживании, информационного обслуживания родителей.

Мастерская – место хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.

Мастерская – место проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерских.

Мастерская – вспомогательная база обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.

Мастерская – центр разработки здоровьесберегающих и безопасных технологий учебной и обучающей деятельности.

Техническое описание учебной мастерской:

Учебная мастерская представлена следующими учебными и подсобными помещениями, соответствующими нормам пожарной и электробезопасности и санитарно-гигиеническим требованиям:

1. Комбинированная мастерская по обработке конструкционных материалов, слесарных и столярных, электротехнических и ремонтных работ.

  1. Инструментальная кладовая – место хранения раздаточного оборудования и материалов, накопления дидактического материала и технологической учебно-методической литературы.

Площадь комбинированной мастерской 60 м 2 .

Площадь подсобного помещения 12 м 2 .

Комбинированная мастерская размещена на первом этаже и имеет свой выход в школьный двор.

Для выполнения своих основных функций и поддержания режима безопасности мастерская имеет:

Соответствующее программам и нормам оборудование: общеучебное и технологическое;

Соответствующее искусственное и естественное освещение;

Умывальник в помещении;

Электропитание на 380 и 220 вольт, соответствующее нормам электробезопасности;

Средства первичного пожаротушения и противопожарные сигнализации;

Экстренный выход на улицу, отдельные входы в каждое помещение;

Соответствующие функции экспозиции по технологии, ВТР и ТБ;

Сменные экспозиции и выставки работ обучающихся;

Средства электробезопасности и предупредительные знаки;

Места хранения оборудования и материалов;

Аптечка для оказания первой медицинской помощи.

План развития кабинета:

  1. Возможное расширение производственной базы в целях дальнейшей специализации помещений и оборудования, их соответствия новым педагогическим технологиям и требованиям.
  2. Обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями по федеральным перечням комплектации кабинетов труда (прилагаются).
  3. Обеспечение мастерской современной оргтехникой и средствами ТСО.
  4. Возможность предоставления платных образовательных и технических услуг с целью пополнения материально-технической базы мастерских и школы.
  5. Организация работы технических кружков на базе мастерских.
  6. Дальнейшее планирование развития в соответствии с планами развития образовательного учреждения.

ПЕРЕЧЕНЬ

документов учебных мастерских технического труда

№ п/п

Наименование документов

Периодичность

Положение об учебных мастерских

Ежегодно

Анализ работы за предыдущий год

Ежегодно

План работы на текущий год

Ежегодно

Акт приемки к новому учебному году

Ежегодно к

Перспективный план развития

Ежегодно

Инвентарные ведомости основного и текущего оборудования

По последней инвентаризации и поступлению

Аттестационная карта

Ежегодно

Акты приемки нового оборудования

По поступлению

Инструкции по технике безопасности на каждый станок и вид оборудования, общие

1 раз в 3 года

Протоколы о замерах заземления и изоляции токоведущих проводов

1 раз в 3 года

Приказ о назначении заведующего мастерскими

По назначению

Приказ об открытии учебных мастерских

По назначению

Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности

По ведению

Должностные обязанности заведующего мастерской

Постоянные

Должностные обязанности учителя труда

Постоянные

Перечень медикаментов в медицинской аптечке

По срокам годности

Концепции развития кабинета

Основные направления развития мастерской, цели и задачи

Список потребностей в текущих расходных материалах

На год по обучающимся

Перечни дидактических материалов и литературы

По пополнению

Оборудование мастерской

Наименование оборудования

инв. номер

примечание

Стол верстак универсальный

Верстак столярный

Токарно-винторезный станок

Станок СТД по дереву

Фрезерный станок

Сверлильный станок

Станок деревообрабатывающий СДН

Точило ЭТШ-1

Набор слесарных инструментов

Набор столярных инструментов

Заклепочник

Набор ключей

Набор отверток

ножницы по металу

стеклорез

магнитофон

Стусло CROSS

Лобзик мп-120

ДА-144 шуруповерт

Мультитестер DT-830

Отвертка аккумуляторная

Фрезер ФМ-32

Набор фрез

Бормашина Оmax

Степлер gross

Сан220 сварочный

Шиток сварочный

Станок сверлильный корвет 46

Ушм 125-0,7w aeg

шлифовальная машина

ПЛАН

работы учебной мастерской на 2015-2016 учебный год

Цели работы:

1. Поддержание готовности мастерской служить основной учебно-методической и практической базой для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.

2. Соблюдение режима безопасности на уроках технического труда и во внеурочное время.

3. Служить местом хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.

4. Служить местом проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерской.

5. Служить вспомогательной базой обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.

Задачи учебного года и их исполнение:

Поставленные задачи

исполнения

Привести оборудование мастерской к нормам и требованиям учебных программ

Произвести полный учет и оценку состояния наличного учебного оборудования. Составить списки несоответствия

В течение года

Обеспечить учебный процесс необходимыми расходными дидактическими и методическими материалами

Произвести расчет потребностей в данных материалах в соответствии с учебными программами и учебным планом

В течение года

Организовать расширение и обновление материально-технической базы

Сделать заявку в администрацию школы на необходимое оборудование и расходные материалы

Оптимизировать процесс технического труда путем функционального разделения операций по обработке древесины и металла

Спланировать действия по оборудованию отдельных зон в мастерских по обработке металла и обработке древесины

К началу нов. уч. года

Произвести косметический ремонт мастерских школы

Косметический ремонт

В течение лета

Привести документацию мастерских в соответствие с нормами

Выявление нормативной базы учебных мастерских

До нач. уч. года

Произвести необходимые работы по обеспечению электробезопасности

В течение года

Произвести необходимые работы по обеспечению пожарной безопасности

В течение года

Произвести необходимые работы по обеспечению санитарно-гигиенических норм

В течение года

Произвести аттестацию учебного кабинета по готовности к работе

Внутришкольная аттестация

К началу уч. года

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

развития учебной мастерской

  • Произвести капитальный ремонт помещений учебной мастерской.
  • Провести водопровод и канализацию.
  • Полное обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями.
  • Обеспечить мастерскую современной оргтехникой и средствами ТСО.
  • Предусмотреть предоставление платных образовательных и технических услуг с целью пополнения материально-технической базы.
  • Организовать работу технических кружков и элективных курсов на базе мастерской.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО МАСТЕРСКОЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик профессий, утвержденных постановлением Министерства труда Россий­ской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 60 и внесенных в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабо­чих, выпуск 1, раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства», утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 декабря 1985 г. № 31/3-30, при­меняемый в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. № 15а на предприятиях и в организациях, расположен­ных на территории России.

1.2. Заведующий учебным кабинетом назначается директором школы из числа учителей, имеющих соответствующую подготовку и опыт рабо­ты.

1.3. Заведующий учебной мастерской подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебной работе.

1.4. В своей работе заведующий мастерской руководствуется правилами и нормами охра­ны труда, производственной санитарии и противопожарной защи­ты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распоряд­ка школы и настоящей Инструкцией.

2. Функции

Основными направлениями деятельности заведующего мастерской явля­ются:

2.1. поддержание в надлежащем состоянии мастерской;

2.2. своевременность обновления и ремонта учебной мебели, оборудования и наглядных пособий;

3. Должностные обязанности

Заведующий мастерской выполняет следующие обязанности:

3.1. руководит работой лаборанта, закрепленного за мастерской;

3.2. контролирует целевое использование мастерской;

3.3. организует пополнение мастерской оборудованием, приборами и дру­гим имуществом, принимает материальные ценности на ответственное хранение по разовым документам, обеспечива­ет сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;

3.4. разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;

3.5. контролирует оснащение учебной мастерской противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защи­ты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопас­ности жизнедеятельности;

3.6.проводит или организует проведение другим педагогом инструк­тажа по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;

3.7. не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;

3.8 вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда;

3.9. следит за экономным расходованием воды, электроэнергии;

3.10. обязанности по охране труда (согласно Положение МО РФ об охране труда):

  • осуществляет организацию безопасности и контроль состоя­ния рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий,;
  • не допускает проведения учебных занятий, работы кружков, секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуа­тацию помещениях, а обучающихся, воспитанников к проведению занятий или работ без предусмотренной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
  • разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утвержде­ние руководителю образовательного учреждения;
  • контролирует оснащение учебного помещения противопо­жарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средства­ми защиты, а каждого рабочего места - инструкцией, наглядной аги­тацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • проводит или организует проведение преподавателем ин­структажа по охране труда обучающихся, воспитанников с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале уста­новленного образца;
  • вносит предложение по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса (для включения их в согла­шение по охране труда), а также доводит до сведения руководителя образовательного учреждения о всех недостатках в обеспечении об­разовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работо­способность организма работающих, обучающихся и воспитанников (заниженность освещенности, шум аппаратуры, люминесцентных ламп, нарушение экологии на рабочих местах и др.);
  • подает в установленном порядке заявки на спецодежду, спец­обувь и другие средства индивидуальной защиты для работников, обучающихся;
  • немедленно сообщает руководству, профкомитету о каждом несчастном случае, происшедшем с работником или обучающимся;
  • несет ответственность в соответствии с действующим законо­дательством о труде за несчастные случаи, происшедшие с работни­ками, обучающимися во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда.

4. Права

Заведующий учебной мастерской имеет право:

4.1. на обеспечение соответствующим оборудованием, инструмен­тами, материалами, индивидуальными средствами защиты и спецо­деждой по установленным нормам;

4.2. запрещать использование неисправных и опасных объектов эксплуатации (оборудования, машин, механизмов, приборов, кон­струкций и т.п.);

4.3. отказаться от проведения опасных для жизни и здоровья работ в условиях, когда отсутствуют и (или) не могут быть приняты необходимые меры безопасности;

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважи­тельных причин Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных приказов и распоряжений администрации школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установ­ленных настоящей Инструкцией, рабочий по обслуживанию и теку­щему ремонту зданий, сооружений и оборудования несет дисципли­нарную ответственность в порядке, определенном трудовым зако­нодательством.

5.2. За виновное причинение школе или участникам образователь­ного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) сво­их должностных обязанностей рабочий по обслуживанию и текуще­му ремонту зданий, сооружений и оборудования несет материаль­ную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудо­вым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заведующий мастерской:

6.1. работает в течение учебного дня по мере необходимости, согласно плана работы и паспорта учебного кабинета;

6.2. проходит инструктаж по технике безопасности, производствен­ной санитарии и пожарной безопасности под руководством замести­теля директора школы по учебно-воспитательной работе;

С должностными обязанностями ознакомлен ___________ Федосеев А.В.

«____» ________________ 20____г.

План работы кабинета технологии (технического труда)

на 2015-2016 учебный год.

Цель: создание материально-технической и справочно-методической базы для:

Реализации требований образовательного стандарта по технологии;

Выполнения обучающимися практических и лабораторных работ;

Выполнения обучающимися творческих проектов.

Выполнение обучающимися производственных заданий по предпрофессиональной подготовке и производительному труду

Задачи на учебный год

Сроки выполнения

Разработка и выполнение обучающимися творческих проектов

В течение уч. г.

Подготовка к выставке технического творчества обучающихся

В течение уч. г

Заточка, правка и ремонт инструмента для кабинета технологии.

Текущее обслуживание и ремонт оборудования.

В течение уч. г

Изготовление, сборка и ремонт школьной мебели, инвентаря, оборудования

В течение уч. г

Обновление материально-технической базы и создание наглядных пособий (стендов) по электротехнике, работе над проектами.

В течение уч. г

Сбор данных и материалов для методической работы по самообразованию

В течение уч. г

Анализ работы кабинета технологии. Планирование работы на следующий учебный год.

Анализ работы кабинета за 2014-2015 учебный год

В работе с учащихся формировал трудовые умения и навыки, технические, технологические и первоначальные экономические знания, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде, расширял политехнический кругозор и развивал творческие способности каждого учащегося на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук, ознакомил с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями чтобы побудить к сознательному выбору одной из них, привить любовь к творчеству, научить строить свою жизнь интересной, обслуживать себя и свою семью в повседневной жизни.

Во внеурочное время проводил многоцелевой разнонаправленный технический кружок для 4-12 классов. Все занятия строю с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика и имеющихся материалов. Здесь мы изучаем такие темы как электротехника, радиотехника, ручная и механизированная обработка древесины и металла, народные промыслы, резьба по дереву, выжигание, аппликация, художественная обработка природных материалов, изготовление изделий с применением токарной обработки материалов, моделирование и конструирование изделий из различных материалов, изготовление изделий хозяйственного назначения.

Проводил конкурс мастерства в рамках недели технологии, участвовали в межрайонной выставке поделок, 2 раза в год провели творческий отчет: «Выставку-продажу» изделий и поделок учащихся. Для достижения поставленных целей я стремлюсь разнообразно строить свою работу, проводя нестандартные формы уроков: уроки-эксперименты, посещение мастерских, цехов по обработке различных материалов на Валуйском предприятии «Металлоизделия», провожу показательные уроки творчества среди учащихся, занятия по взаимосвязи учащихся различных групп и возможностей. Для того чтобы вооружить учащихся общетехническими и специальными знаниями и практическими умениями, я применяю специальные методы и приемы обучения, используя тифлотехнические приборы и инструменты, основанные на осязательном и слуховом восприятии. Некоторые инструменты, наглядные пособия мы делаем сами (например модели механических передач).

В этом году с помощью фонда «Поколение» в школьную мастерскую приобрели электрофицированые инструменты: электролобзик, фрезер, сварочный аппарат, дрель, шуруповерт. Поэтому на уроках теперь можем внедрять новые современные технологии обработки материалов. Так же в мастерской установлен проектор, с помощью которого теперь можно показывать наглядные пособия, чертежы, эскизы, рисунки, презентации на большом экране.

В своей работе использую опыт передовых тифлопедагогов, таких как М.И. Земцова, В.П. Ермаков, различные методические разработки реабилитационных центров г. Москвы, Свердловска, С.Петербурга. Например, при изучении обработки древесины использую методическое пособие незрячего автора Б. Таранова, разработанное в 1998 году в реабилитационной мастерской при Московском учебно-производительном предприятии №8. Большое значение в моей деятельности имеют работы таких организаций как Московский научно исследовательский институт дефектологии академии наук РФ, республиканский учебно – методический кабинет при министерстве просвещения РФ, Всероссийское общество слепых, Свердловской тифлотехнической лаборатории НИИ дефектологии АН РФ, С.Петербургского Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

В прошлом году я прошел курсы по изучению системно – деятельностностного подхода в реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. В связи с этим в этом учебном году я ставил в своей работе задачи по новому стандарту – не только дать объем знаний, а в единстве с усвоением обучающимися системы знаний сформировать у них умение учиться. Умение учиться я пытался формировать посредством освоения системы универсальных учебных действий которые являются определяющим критерием готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, поскольку именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена стандартом как главная ценность обучения

Некоторые темы из программ трудового обучения освещены не полностью из за нехватки оборудования и материалов, например темы по электротехнике из за отсутствия Эл. конструкторов. Темы по слесарной обработке материалов – слесарных инструментов. В этом году были мало отработаны навыки по работе с ручными инструментами и работе на эл. станках из-за малого количества часов и неимении материала для заготовок. Хотелось бы обновить станочное оборудование мастерской которое не менялось 25 лет, столярные верстаки приобрести, компьютер для внедрения новых технологий на уроках труда

Доработать тематические планы с учетом изменений в материальной базе мастерской.

Доработать рабочие места по производственному обучению в мастерской школы, наладить снабжение этих мест сырьем.

Отремонтировать усовершенствовать оборудование и ручные инструменты мастерской, купить и высушить пиломатериалы, лак, гвозди, краски и т.д. для уроков и кружковой работы.

Тема по самообразованию: «Применение ИКТ на уроках технологии»

Вместе с учащимися участвуем в техническом оформлении всех общешкольных мероприятий, театрализованных представлений. Участвуем в работе по поддержанию порядка в классах и спальнях, территории школы - ремонтировали мебель спален и классов, оборудование учебной мастерской, изготовляли хозяйственный инвентарь, различные наглядные пособия.

Принимаю участие в заседаниях районных методических объединений учителей трудового обучения средних школ, но там обсуждаются работа зрячей школы.

Кабинет пополнился методическими пособиями для педагогов и обучающихся. В целях обеспечения наглядности процесса обучения и создания необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки обучающихся в кабинете действовали постоянно обновляемые стенды: «Техника безопасности», «Проектная деятельность».

Средняя успеваемость по предмету 100%. Качество знаний по предмету 88%.

Для реализации многих методических разработок не хватает средств, инструментов и расходных материалов. Поэтому я спланировал перспективный план оснащения мастерской и составил списки необходимого инструмента, материала и оборудования на 2015-2016 уч.год.

Задачи на новый 2015-20166учебный год:

Составить КТП занятий по технологии для 5-8 классов - обновление дидактического материала по темам: «Деревообработка», «Металлообработка», «Элементы информационных технологий», «Профессиональная ориентация»;

Приобретение учебно-методических материалов по профилю кабинета соответственно стандарту образования и образовательной программы школы;

Сохранение материально-технической базы кабинета;

Приобретение расходных материалов (древесины и металла).

Проведение внеурочных мероприятий:

Школьные выставки продажи изделий обучающихся;

Предметная неделя по технологии;

Участие в конкурсах по предмету.

План-заказ

дооборудования и работы по оснащению учебной мастерской

на 2015-2016уч.год.

наименование

Цена, руб

Цена, руб

Столярные верстаки

Набор столярных инструментов

Набор слесарных инструментов

Набор электромонтажных инструментов

станок заточной

Токарный станок по дереву

Циркулярно-фуговальный станок 1-2 квт

Шлифовальная машинка

Компьютер, сканер, принтер, проектор.

Правила поведения в учебных мастерских

1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:

  • являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
  • иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
  • в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место, получить у бригадира (дежурного) материалы и инструмент;
  • не подходить к работающему за станком, соблюдать установленную очередность при работе на станках.

2. Строго соблюдать правила безопасности труда.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Жигаловская СОШ №1 им.Г.Г.Малкова

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ№1

М.А.Нечаева

«___»______________2014г.

ПАСПОРТ

КАБИНЕТА ТЕХНОЛОГИИ

МКОУ СОШ №1 им. Г.Г. Малкова

Посёлка Жигалово

2014 г.

1.Муниципальное казённое образовательное учреждение Жигаловская общеобразовательная школа №1 им.Г.Г.Малкова

2. Заведующий кабинетом: Пегов И.М,

3. Назначение учебного кабинета - проведение занятий по предметам «Технология» и кружковых занятий «Умелые руки».

4. Материалы по охране труда и безопасности:

    комплект инструкций по технике безопасности для учителя технологии.

    комплект инструкций по правилам безопасности для учащихся в кабинете технологии.

    Журнал регистрации инструктажей по технике безопасности на занятиях по технологии.

5. Наличие аптечки - есть, укомплектована, есть опись.

6. Дополнительные материалы по предмету:

    папка с материалами для открытых уроков;

    папка с материалами занятий по кружковой программе;

7. Материалы для внеклассной работы:

папка с материалами проведения кружковой работы.

8. Наличие библиотеки – нет

9. Открытая информация для учащихся о минимуме знаний (стандарт образования) – есть.

10. Наличие дидактического материала: нет

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА.

Столярная мастерская:

    Верстаки столярные -10, из них ученических -10.

    Учительский стол-1.

    Стулья: учительский -1, ученических -12.

    Доска настенная -1.

    Тумбочка деревянная -2.

    Тисы металлические -1.

Станки:

    Станок заточной -1.

    Сверлильный станок -1.

Наглядная агитация: Плакаты – нет

Плакаты по технике безопасности – 4:

    Техника безопасности при строгании древесины

    Техника безопасности при долблении древесины

    Техника безопасности при работе на сверлильном станке

Стенды – 1:

    По технике безопасности

Инструментальная комната:

    Шкаф под инструменты (с ящиками) -1.

    Шкаф двустворчатый -2.

    Учительский стол -1.

    Стулья учительские -1.

    Вешалка -1.

Литература.

1. «Объекты труда», М, Просвещение.1992 г.

2. В. Д. Симоненко «Технология»,7 класс, М, «Вентана - Граф», 2008 г.

3. В. Д. Симоненко «Технология», 8 класс, М, «Вентана - Граф», 2008 г.

4. В. Д. Симоненко «Технология»,9 класс, М, «Вентана - Граф», 2008 г.

5. В. Д. Симоненко «Технология»,5 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

6. В. Д. Симоненко «Технология»,5 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г

7. В. Д. Симоненко «Технология», 6 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

8. В. Д. Симоненко «Технология», 7 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

9. В. Д. Симоненко «Технология», 8 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

10.В. Д. Симоненко «Технология», 9 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

11. Сборник по трудовому обучению. 5-7 класс,М, Просвещение,1992 г.

Задачи кабинета технологии.

1. Развитие материально-технической базы.

2.Накопление дидактического материала.

3.Развитие эстетического оформления.

4.Приобретение современной литературы.

5. Улучшение оборудования рабочих мест.

6.Обеспечение современными средствами обучения.

Трудовое воспитание и профориентация.

Основными задачами трудового воспитания и профориентации учащихся в мастерской являются: воспитание трудолюбия, осознанного отношения к труду и общественной собственности, знакомство с рабочими профессиями, формирование профессиональных интересов и определенных знаний и навыков. Особое внимание следует обратить на экономическое и эстетическое изготовление изделий и качество работы.

План развития кабинета:

1. Возможное расширение производственной базы в целях дальнейшей специализации помещений и оборудования, их соответствия новым педагогическим технологиям и требованиям.

2. Обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями по федеральным перечням комплектации кабинетов технологии (прилагаются).

3. Обеспечение мастерской современной оргтехникой и средствами ТСО.

4. Организация работы технических кружков и элективных курсов на базе кабинета технологии.

АКТ – РАЗРЕШЕНИЕ

На проведение занятий в кабинете – технологии (мальчики)

Комиссия в составе: председателя- Нечаева М.А.

И членов комиссии: Безродных Н.Ф. зам.директора по АХЧ

Сумароков А.А. зам.директора по безопасности

Рудых Л.Е. председатель профсоюзного комитета школы

Составили настоящий акт в том, что: в кабинете технологии

1.Для учащихся организовали рабочие места, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучаемых.

2.Административно-педагогический персонал образовательного учреждения с правилами по технике безопасности и производственной санитарии для учебных кабинетов ознакомлен.

3.Замечания и предложения комиссии:

Постоянно следить за исправностью оборудования. Систематически проводить инструктажи по охране труда и ТБ. с обучающимися. Оформить уголок по ТБ.

4.Заключение комиссии о готовности кабинета:

Кабинет технологии готов к новому учебному году 2014-2015г.г.

Председатель комиссии: ____________________/ Нечаева М.А./

Члены комиссии: ___________________/Безродных Н.Ф./

___________________/Сумароков А.А./

____________________/ Рудых Л.Е./

ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ

    Температура воздуха в помещениях общеобразовательных учреждений должна быть:

В классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - +18 О - +20 О С.

    Открывающаяся площадь фрамуг и форточек должна составлять не менее 1/50 площади пола.

    Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен. Рекреационные – во время уроков.

До и после окончания занятий проводится сквозное проветривание помещений. В тёплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках

Наружная температура воздуха

Длительность проветривания помещений (мин)

от +10 О до +6 О С

4-10

от +5 О до 0 О С

3-7

от 0 О до -5 О С

2-5

от -5 О С до -10 О С

1-3

ниже -10 О С

1-1,5

График проветривания мастерской

1. Проветривание (сквозное) 8.05– 8.15

2. Проветривание 9.10 – 9.20

3. Проветривание 10.05 –10.15

4. Проветривание 11.00 – 11.10

5. Проветривание 11.55 – 12.05

6. Проветривание 12.50 – 12.55

7. Проветривание 13.35 – 13.40

18.20 – 19.00 – сквозное проветривание,

Влажная уборка в кабинете

Инструкция по санитарно-гигиеническим нормам

в учебных мастерских

1.Освещение в кабинете искусственное и естественное. Люминесцентные лампы должны чиститься не менее одного раза в три месяца.

2.Оконные стекла должны мыться по мере надобности, но не реже одного раза в четверть.

3.Проход между верстаками должен быть не менее 60 см.

4.Температура воздуха в помещении равна +18 - +20 °С.

5.Проветривать помещение между уроками.

6.Иметь в учебных мастерских медицинские аптечки и постоянно их

пополнять.

7.Содержать постоянно в исправном состоянии уборочный инвентарь.

8.Постоянно соблюдать порядок и чистоту на рабочих местах и в

учебных мастерских.

Средства индивидуальной защиты

1Основными средствами индивидуальной защиты школьников являются

спецодежда, головной убор, обувь и защитные очки.

2.Учащиеся во время прохождения трудового обучения или производственной практики должны быть обеспечены исправной и доброкачественной спецодеждой: хлопчатобумажными халатами или фартуками.

3.Спецодежда надевается поверх школьной формы, она не должна стеснять свободу движений школьника и должна исключать возможность ее захвата движущимися частями станков и обрабатываемыми деталями.

4.В соответствии с гигиеническими требованиями спецодежда предназначается для индивидуального пользования и должна подвергаться периодической чистке и ремонту.

5.Для защиты глаз школьников от ранения отлетающей стружкой или осколками при некоторых видах работ необходимо применять защитные очки.

6.Для защиты головы от загрязнений и предупреждения воз­можного травматизма в результате захвата волос вращающимися час­тями станков предусматривается обязательное ношение головного убора.

7.Для защиты от уколов или порезов ног о металлическую струж­ку должна применяться добротная и удобная обувь закрытого типа.

ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

НА УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Наименование мероприятий

Время исполнения

Примечание

Вводный инструктаж на первичном месте.

Начало учебного года

6-9 классы

Вводные инструктажи на рабочем месте. Правила поведения в мастерской. Электро и пожаро -безопасность.

Начало учебного года

6-9 классы

Повторный инструктаж на рабочем месте.

Начало нового календарного года

6-9 классы

Текущие инструктажи.

По мере необходимости

Работа по поддержанию санитарно-гигиенического режима в мастерской

В течение года

Работа с документацией по охране труда (инструкции, беседы)

В течение года

Комплектование аптечки первой медицинской помощи. Проверка сроков годности перечня препаратов.

Перед началом учебного года

ПЛАН

работы учебной мастерской на 2014-2015 учебный год

Цели работы:

1. Поддержание готовности мастерской служить основной учебно-методической и практической базой для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.

2. Соблюдение режима безопасности на уроках технологии и во внеурочное время.

3. Служить местом хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.

4. Служить местом проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерской.

5. Служить вспомогательной базой обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.

Занятость кабинета «ТЕХНОЛОГИЯ»

Расписание уроков на 2014 – 2015 уч. год.

1 СМЕНА

п/п

Уроков.

Время

уроков

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

8.00–

8.40

Технология 6 СКО

Технология

7-9 СКО

8.50 –

9.30

Технология 6 СКО

9.45 –

10.25

Технология

8 б

Технология

7-9 СКО

10.40 –

11.20

Технология

7-9 СКО

Технология

7-9 СКО

Технология

11.35-

12.15

Технология

7-9 СКО

Технология

12.20 –

13.00

Технология

7-9 СКО

Технология 8 а

11.30-14.30

кружок

2 СМЕНА

п.п

Время уроков

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

13.30-14.10

Технология 7-9 СКО

14.25-15.05

Технология 7-9 СКО

Технология 7-9 СКО

15.20-16.00

16.10-16.50

Технология 6 СКО

16.55-17.35

Технология 7в

Технология 6 а

Технология 7б

Технология 6 б

Технология 6в

17.40-18.20

Технология 7в

Технология 6 а

Технология 7б

Технология 6 б

Технология 6в

ХАРАКТЕРИСТИКА КАБИНЕТА.

Кабинет расположен на первом этаже школы. Площадь кабинета 66,08 кв. м. Кабинет представляет собой столярный класс. Пол кабинета деревянный, выполнен из реек шириной 10 см., выкрашен в коричневый цвет. Отопление кабинета представляет собой систему чугунных радиаторов из 4 штук, в каждом радиаторе 8 секций. Радиаторы отопления выкрашены в светло-серый цвет. Стены кабинета выкрашены в светло-серый цвет.Потолок кабинета выбелен водо -эмульсионной краской белого цвета. Имеется инструментальная комната, которая в тоже время является комнатой учителя, а так же кладовая. Столярная мастерская имеет площадь 66,08 кв.м, инструментальная комната – 13,9 кв.м. Столярная мастерская, инструментальная и кладовая выходят в коридор. В кабинете имеется 4 окна, состоящие из 3 створок. 2 окна имеют форточки размером в 1/3 от площади окна.Столярная мастерская и инструментальная комната отделены замыкаемой на ключ деревянной дверью.В инструментальной комнате по плану пожарной безопасности имеется пожарный запасной выход для эвакуации, дверь пожарного выхода распашная двухстворчатая, соответствует размерам пожарного выхода

Вентиляционная система кабинета оконная естественного типа.Столярная мастерская не имеет электрическую вытяжку.

Имеются шкафы, стеллажи для хранения пиломатериалов. Эстетическое оформлении удовлетворительное. В кабинете организована выставка работ учащихся. В недостаточном количестве литература, учебные пособия, дидактические задания, плакаты.

Кабинет оборудован средствами пожаротушения и средствами первой медицинской помощи.

Опись оборудования столярной мастерской.

п/п

Наименование.

Кол-во

Верстак столярный

Стол учительский

Стул учительский

Стул ученический

Доска настенная

Тумбочка деревянная

Тисы настольные металлические

Станки.

Станок сверлильный.

Станок заточной

Плакаты по технике безопасности

10.

«Техника безопасности при пилении древесины».

11.

«Техника безопасности при строгании древесины».

12.

«Техника безопасности при долблении древесины».

13.

«Техника безопасности при работе на сверлильном станке».

Стенды.

14.

«Техника безопасности в мастерской (инструкции)».

Опись оборудования инструментальной комнаты.

п/п

Наименование.

Кол-во

Шкаф под инструменты (с ящиками)

Шкаф двустворчатый

Стол учительский

Стул учительский

Вешалка

Опись инструмента шкаф №1.(с ящиками)

п/п

Наименование.

Кол-во

Дисковая пила «Интерскол» ДП-1900

Дрель ДА-18ЭР»Интерскол» (шуруповёрт) 18В..

Дрель ДУ -750ЭР»Интерскол»

Шлифовальная машина ПШМ-300 Э-01 «Интерскол»

Рубанок электрический Р-110/110-01 «Интерскол».

Фрезерная машина ФМ-32/1900Э «Интерскол»

Электролобзик МП-100 Э «Интерскол».

Молоток «Мастер» 0,4кг..

Коловорот «STAYER » патрон 10 мм..

10.

Угольник столярный 300 мм.

11.

Штангенциркуль металлический 125 мм.,шаг 0,1 мм.

12.

Набор отвёрток «STAYER »

13.

Набор отвёрток «LEGIONER »

14.

Лом-гвоздодёр

15.

Клещи профи с гвоздодёром 210 мм.

16.

Брусок двусторонний 200 мм.

17.

Стусло из ДВП

18.

Набор стусло пластмассовое,ножовка с 2-х компонентной рукояткой 350 мм.

19.

Разводка для пил

20.

Топор 0,8 кг.(голова 0,6 кг).

21.

Прибор для выжигания, пайки,с насадками 7 шт.

22.

Набор: фрезы по дереву (12 шт.)

23.

Линейка металлическая

24.

Плоскогубцы 200 мм.

25.

Набор ключи «Техно» 6-32 мм.,7 предметов

Рубанок мини 35-135 мм.

27.

Рашпили с пластмассовой ручкой 200 мм.(3 шт.)

Опись инструмента Шкаф №2.(двустворчатый)

п/п

Наименование.

Кол-во(шт.)

Рубанок металлический «Зубр» двойной 50*250 мм.

Рубанок металлический 50-250мм.

Ножовка «Зубр» «Эксперт» пластмассовая ручка 350 мм.

Ножовка 500 мм.

Опись инструмента шкаф №3.(двустворчатый)

п/п

Наименование

Кол-во

Стамеска с деревянной ручкой 8 мм.

Стамеска с деревянной ручкой 10 мм.

Стамеска с деревянной ручкой 12 мм.

Стамеска с деревянной ручкой 16 мм

Стамеска с деревянной ручкой 20 мм

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 6 мм.

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 8 мм

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 10 мм

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 12 мм

10.

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 16 мм

11.

Напильник плоский 350 мм

12.

Напильник квадратного сечения 300 мм.

13.

Напильник круглый 300 мм.

14.

Напильник трёхгранный 250 мм.

15.

Молоток «Зубр» кованный с деревянной рукояткой 0,2 кг.

16.

Бокорезы низ., 200 мм.

17.

Кусачки торцевые НИЗ,200 мм.

3

18.

Набор стамески фигурные «Профи» ,11 шт.

5

Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.

Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующим типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производственных мастерских.

В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время работы, площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25--40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.

Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого в швейной мастерской -- 4 м 2 .

Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками.

В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна отвечать требованиям, установленным для соответствующих видов производства.

Двери, лестницы и коридоры должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правил и норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается загромождение проходов, лестниц и коридоров.

Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения (эмульсионные и силикатные -- для потолков и полов, масляные -- для панелей и стен).

Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления.

В мастерских устанавливают умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцем или заменяющими их устройствами.

Мастерские обеспечиваются доброкачественной(отвечающей санитарным требованиям) питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже +8 °С и не выше +20 °С. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытых баков с фонтанирующими насадками.

Вода в баках должна меняться ежедневно. У питьевых баков необходимо устройство приемников для стока воды.

Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

Требования к освещению, отоплению и вентиляции

Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.

Складывание вблизи окон материалов, изделий и других предметов не должно ухудшать естественную освещенность мастерской.

Оборудование мастерских, как правило, должно быть размещено так, чтобы оно не затемняло рабочую зону.

Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год, а в помещениях со значительным вы делением дыма, пыли, копоти -- по мере их загрязнения, но не менее четырех раз в год.

Стекла в рамах должны быть надежно укреплены, чтобы исключить возможность выпадения их из рам.

Сажать деревья надо на расстоянии утроенной высоты их (выросших деревьев) от здания, но не ближе 10 м, с тем, чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около окон здания деревьев необходимо подрезать каждую весну.

Искусственное освещение допускается общее или комбинированное (общее плюс местное). Применение только местного освещения недопустимо.

Светильники аварийного освещения должны быть присоединены к сети, независимой от сети рабочего освещения, начиная от щита подстанции, или при наличии только одного ввода, начиная от этого ввода.

Электрическая часть осветительных установок должна удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок.

Учебно-производственные мастерские и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением.

Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Вентиляционные устройства должны быть всегда исправными и находиться под постоянным наблюдением лиц, отвечающих за работу вентиляции.

Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:

а) центральное водяное с металлическими радиаторами;

б) лучистое с бетонными панелями;

в) в школьных мастерских допускается воздушное отопление с приточной вентиляцией при температуре подаваемого воздуха не более 60°С без рециркуляции.

В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания. Вот почему внимание к оформлению всех элементов учебной мастерской, к внешнему виду использованных наглядных средств обучения, к интерьеру учебного помещения в целом -- важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся.

Пожарная безопасность

Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.

Расположение и устройство средств пожаротушения должно отвечать указанным Типовым правилам.

Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать их не по назначению.

Обтирочный материал, как использованный, так и неиспользованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками.

Использованный обтирочный материал, обрезки, мусор должны убираться после каждого занятия.

Электронагревательные приборы должны устанавливаться в специально отведенных помещениях.

Отопление должно обеспечивать равномерную температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимости включения и выключения отопительных секций.

Запрещается для целей отопления учебных и учебно-производственных мастерских применять временные чугунные или другие печи.

Ворота и входные двери в капитальных стенах должны быть утеплены. У ворот и дверей, через которые происходит транспортировка материалов и изделий, должны быть отапливаемые тамбуры.

Двери должны иметь приспособления для принудительного закрывания (пружины, пневматические затворы и т. д.). В воротах для прохода людей должны быть калитки.

Учебные и учебно-производственные мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие открывающиеся устройства для проветривания. Для открывания и регулирования фрамуг окон должны быть удобные приспособления, управляемые с пола.

Переплеты окон и световых фонарей, двери и тамбуры к ним должны находиться в исправном состоянии. К моменту наступления зимы их следует утеплять.

Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях

Оптимальные гигиенические условия для работы учащихся определяют:

Состояние воздушно-газовой среды мастерских;

Освещенность рабочей зоны и всего помещения;

Уровень производственного шума;

Режим работы во время занятий;

Эргономические факторы при организации работы в мастерских

Учет психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащихся и др.

Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. В частности, температура в помещениях учебных мастерских должна быть 16--18 °С, влажность 40 -- 60%, а воздухообмен обеспечивать 20 м 3 /ч/чел. при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250 м 3 /ч. Особо надо следить за запыленностью воздуха!

Освещенность рабочей зоны и всего помещения для мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для рабочих мест по обучению кройке и шитью -- по II разряду работ. При этом наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть в пределах 150... 300 лк. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36 В.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы учащихся. Он не должен превышать 70 дБ. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. В условиях ограниченности в средствах учителя могут самостоятельно изготовить защитные кожухи, исполняемые из пенопласта (современный упаковочный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающего оборудования. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если учителем предусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при выполнении одного изделия. Вместе с тем мастер в вопросе определения режима работы должен подходить к учащимся строго индивидуально.

Необходимо придерживаться научно обоснованных рекомендаций покраска оборудования и помещений, где проходят занятия. При подборе колеров для окраски пола, стен, мебели и оборудования надо добиваться оптимального сочетания цветов, создать благоприятная цветовую гамму.

Наряду с чисто эстетическими аспектами здесь существенную роль играют психофизиологические аспекты. Так, мастерские, окна которых: выходят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные" тона, будут создавать для работающих учащихся эффект снижения температуры в помещении. Наоборот, в кабинете, при окраска которого выдержаны теплые тона, создается ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесообразно использовать если кабинет расположен на теневой стороне.

1.5. Количество учебных мастерских, их разновидность и площади в образовательном учреждении принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), дисциплин образовательных программ.

1.6. Учебные мастерские должны соответствовать эстетическим, гигиеническим, учебно-исследовательским требованиям и требованиям правил безопасности учебного процесса.

1.7. Учебная нагрузка мастерских должна быть не менее 36 часов в неделю.
2. Основные требования к учебной мастерской
2.1. Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими Требованиями к оснащению образовательного процесса.

2.2. В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

2.3. В мастерских должны строго соблюдаться требования по охране труда. В соответствии с требованиями СанПиН производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению. Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности.

2.4. Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе - по безопасности труда и производственной санитарии, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

2.5. Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых инструкций, утвержденными директором Учреждения. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

2.6. Специальные помещения (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.

2.7. Станки: фуговальный школьный, круглопильный школьный, заточные - относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливаются в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву обязательно оборудуются вентиляционными отсосами (специальным пылесосом).

2.8. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

2.9. Мастерские по обработке тканей и кулинарии должны быть раздельными.

2.10. Рабочими местами индивидуального пользования в мастерской по обработке тканей являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.

2.11. Рабочими местами коллективного пользования являются (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.

2.12. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя.

2.13. К мойкам в мастерских подводится холодная вода. При отсутствии в Учреждении горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими нагревателями (по мере возможности).

2.14. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

2.15. В учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к занятиям по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у администрации школ или медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, нарукавники, передник, косынка).

2.16. К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.

2.17. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему комбината к учебному году и оформляется актом.

2.18. Организация и режим занятий, условия внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся.

2.19. Администрация Учреждения принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

2.20. Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.
3. Требования к документации мастерской
3.1. Паспорт учебной мастерской.

3.2. Акт приемки учебной мастерской на начало учебного года.

3.3. Акт приемки и установки нового оборудования.

3.4. Технические паспорта на каждый вид оборудования.

3.5. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование. Правила техники безопасности работы в учебной мастерской и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.

3.6. График (режим) занятости мастерской.

3.7. Состояние учебно-методического обеспечения мастерской

3.8. План работы мастерской на учебный год и перспективу (утверждается директором Учреждения).


  1. Требования к учебно-методическому обеспечению учебной мастерской. Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебной мастерской

    1. Наличие в мастерской нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, рабочие программы, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации образовательной программы по предмету (дисциплине).

    2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам (базовый и профильные курсы).

    3. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамкаx функционирования мастерской.

    4. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.

    5. Наличие и обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

    6. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.

  1. Правила хранения и размещения учебных пособий и оборудования

    1. Размещаются и хранятся по разделам программы. Демонстрационные пособия и раздаточный материал храниться отдельно. Учебники и книги для внеклассного чтения в шкафах. В шкафу у стола учителя, словари, картотеки. Для хранения аудиовизуальных средств обучения необходимо иметь специальные приспособления.

    2. Все пособия систематизируются по темам, нумеруются. Для каждого пособия составляется список, где указывается название темы, названия пособия, его номер, чтобы учитель смог быстро, без труда отыскать необходимое ему пособие. Все пособия вносятся в картотеки (по темам) и в общий каталог средств обучения, имеющихся в мастерской. Инструменты, приспособления, заготовки, материалы, незавершенные работы учащихся, учебно-наглядные пособия хранятся в специальном помещении (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции).

    3. Все учебное оборудование мастерской размещают и хранят в секционных шкафах. Раздаточный материал целесообразно хранить в каталожных ящиках с разделителями. Все пособия распределяются по видам, предметам, темам.

  1. Оценка деятельности учебных мастерских

    1. Выполняется на основании «Положения о смотре учебных кабинетов, мастерской» два раза в год.

    2. По результатам смотра подводятся итоги и определяются лучшие мастерские.